Такое сложное и общественно опасное явление как терроризм требует всестороннего подхода при организации противодействия ему. В этих целях, в частности, приняты Указ Президента РФ от 15.02.2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и Федеральный закон от 06.03.2006 г. №
В соответствии со ст.3. Федерального закона №
а) предупреждению терроризма, в т.ч. выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика);
б) выявлению, предупреждению пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
При этом органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. С учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 №
Статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» в качестве приоритетных определены: меры предупреждения, системность и комплексное использование мер противодействия. В связи с этим в вопросах профилактики терроризма, устранения условий, способствующих совершению террористических актов, большое значение имеют проверочные мероприятия. При этом проверке подлежит состояние безопасности всех организаций и предприятий на поднадзорной территории независимо от форм их собственности.
Для реализации мероприятий в области профилактики терроризма органы местного самоуправления имеют право создавать межведомственные рабочие группы (МРГ) по проверке состояния антитеррористической защищенности населения, объектов экономики и территорий, в состав которых в обязательном порядке должны включаться представители силовых и контрольных органов, располагающих соответствующими полномочиями.
Основной формой работы МРГ являются проверки, сопровождающиеся анализом состояния антитеррористической защищенности, ознакомлением с конкретными материалами и выработкой рекомендаций.
Проверочные мероприятия проводятся членами МРГ с учетом их компетенции.
Результаты работы межведомственной рабочей группы оформляются соответствующим актом и представляются для оценки и организации контроля за устранением недостатков в антитеррористическую комиссию. В тех случаях, когда выявленные недостатки отмечены на объектах федеральной или областной собственности и имеют принципиальное значение для обеспечения защищенности населения, соответствующая информация представляется также в антитеррористическую комиссию Новосибирской области. В необходимых случаях работа комиссии сопровождается принятием мер прокурорского реагирования.
Под критически важными объектами (КВО) понимаются объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени (распоряжение Правительства РФ от 27.08.2005 г. №
Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на КВО предусматривают осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенной характера, в том числе вызванных террористическими проявлениями на КВО, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаро- взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также возможно влияние поражающих факторов на большое количество людей.
Перед проверкой в обязательном порядке следует установить какими контролирующими органами и сколько раз за последнее время проводились проверки, выдавались ли руководству предприятия соответствующие предписания, устранены ли к моменту контрольной проверки нарушения, изложенные в таких предписаниях.
При выявлении фактов неисполнения предприятиями требований контролирующих органов, направленных на обеспечение безопасности объектов и людей, наряду с мерами административного воздействия (ст.cm
Деятельность администрации объекта контролируется по выполнении основных требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций (далее ЧС). К таковым относятся:
— разработка распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения ЧС;
— разработка и реализация объектовых планов мероприятий по предупреждению ЧС;
— прогнозирование ЧС техногенного и природного характера, определение и периодическое уточнение показателей риска ЧС для производственного персонала и населения на прилегающей территории;
— обеспечение готовности объектовых органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС;
— подготовка персонала к действиям при ЧС, проведение эвакуационных мероприятий;
— сбор, обработка и выдача информации в области предупреждена ЧС, защиты населения и территорий от их опасных воздействий;
— декларирование безопасности, лицензирование и страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения;
— создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов.
КВО подлежат обязательной оценке с точки зрения готовности к предупреждению и ликвидации ЧС (в дальнейшем — оценке готовности объектов). Обязательными показателями являются: оснащенность средствами предупреждения и локализации ЧС и способность объектовыми силами ликвидировать локальную ЧС, защищенность объекта от опасных природных процессов, наличие системы оповещения о ЧС, резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС, страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения.
При проверке необходимо выяснить, выдавалось ли органом ГО и ЧС Заключение о готовности проверяемого объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС. Данное заключение отражает:
— обеспечение выполнения действующего законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС;
— соблюдение нормативных правовых актов, правил и норм по вопросам зашиты населения и территорий от ЧС;
— обеспечение готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения ЧС.
Для оценки готовности КВО комиссия проверяет наличие следующих обязательных для такого рода объектов документов:
— план действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
— паспорт безопасности (форма паспорта безопасности опасного объекта утверждена приказом МЧС России от 04.11.2004 № 506);
— декларацию безопасности объекта;
— план подготовки руководящего состава и специалистов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.
Наряду с этим оценка готовности КВО должна включать в себя:
— проверку выполнения ранее принятых решений территориального органа управления МЧС России, решений органов исполнительной власти Новосибирской области по вопросам готовности КВО к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от них;
— проверку выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных актами расследования случаев аварий на промышленном объекте (при их наличии);
— проверку наличия на объекте и работоспособности технических систем предупреждения и локализации ЧС;
— наличие и состояния систем обнаружения взрывоопасных концентраций, контроля радиационной и химической обстановки, обеспечивающих оповещение персонала аварийно-восстановительных подразделений или газоспасательных бригад в соответствии с установленными нормативами;
— оценку наличия, мест размещения и надежности резервных источников электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование объекта и действия аварийно-восстановительных подразделений при ликвидации ЧС;
— анализ наличия и состояния систем оповещения о чрезвычайных ситуациях (на КВО создается система оповещения, которая должна соответствовать требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 г. № 178 «С создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»).
— анализ готовности сил и средств КВО к локализации и ликвидации возможной ЧС (укомплектованность аварийно-восстановительных подразделений личным составом, приборами и оборудованием, подготовка руководящего, производственного персонала и личного состава аварийно-восстановительных подразделений по действиям при ЧС);
— контроль за соблюдением установленных сроков разработки декларации безопасности промышленного объекта;
— анализ выполнения рекомендаций экспертной организации по вопросам защиты населения и территории при чрезвычайных ситуациях (при их наличии);
— проверку наличия и размещения резервов финансовых и материальных средств для ликвидации возможной ЧС (из декларации безопасности);
— контроль наличия договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, порядок возмещения ущерба в случае аварии (из декларации безопасности).
Неисполнение названных требований (регулируются соответствующими нормами федерального законодательства) помимо включения в акт должно влечь применение к виновным мер прокурорского реагирования.
К предприятиям, эксплуатирующим критически важные объекты, должны предъявляться повышенные требования по соблюдению федерального законодательства о гражданской обороне.
В соответствии с п.4 Положения о гражданских организациях гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.06.1999 № 620, предприятия и учреждения относятся к организациям, создающим формирования, при наличии хотя бы одного из четырех условий:
а) наличие объектов, отнесенных в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов;
б) отнесение организации в соответствии с Порядком отнесения организаций к категории по гражданской обороне, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.09.1998 г. № 1115, к категории особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне;
в) подготовка организации к переводу на работу в условиях военной времени;
г) размещение организации в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или возможного катастрофического затопления.
Организациями могут создаваться спасательные, медицинские противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химической наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.
Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны.
На КВО, обслуживаемых вневедомственной охраной, следует оценить полноту и достаточность мер, принимаемых подразделением вневедомственной охраны к обеспечению защиты охраняемого объекта.
В частности, в соответствии с п.3 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.92 г. № 589, вневедомственная охрана согласно возложенным на нее задачам:
— обеспечивает охрану имущества, а также оказывает другие услуги предусмотренные договорами с собственниками;
— участвует в подготовке и выполнении государственных региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;
— осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт.
Ненадлежащее исполнение охранной службой возложенных на неё задач в первую очередь по обеспечению антитеррористической защищенности охраняемого объекта, является основанием для внесения руководителю подразделения вневедомственной охраны представления, привлечения виновных к дисциплинарной ответственности.
При проверке предприятий, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, также обратить внимание на соблюдение положений Федерального закона от 21.07.1997 №
В ст.9 данного Федерального закона закреплены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации, которые, в частности, должны:
— обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
— обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности;
— обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
— обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
— создавать финансовые и материальные резервы для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
— создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС;
— финансировать мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий;
— совместно с органами местного самоуправления информировать население по вопросам безопасности гидротехнического сооружения.
В соответствии со ст.10 Закона собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация обязаны на каждом этапе (проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, реконструкция, консервация и т.д.) составлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения, которая является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Декларация утверждается органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений на территории Новосибирской области, что является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и выдачи соответствующего разрешения.
Проверки исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений целесообразно проводить с привлечением специалистов органов по экологическому, технологическому и атомному надзору (МТУ Ростехнадзора РФ в Новосибирской области).
При выявлении фактов неисполнения предприятиями требований контролирующих органов, направленных на обеспечение безопасности объектов и людей должны приниматься меры административного воздействия (ст.ст.19.4-19.6 КоАП РФ), а также могут быть инициированы обращения в суды общей юрисдикции с исками о признании бездействия органов управление предприятиями и обязанности последних принять необходимые меры.
Объекты с массовым пребыванием людей являются наиболее характерными объектами, подлежащими контролю со стороны антитеррористических комиссий муниципальных образований. К ним относятся все организации и учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты (интернаты, детские дома, дома престарелых и др.), рынки и т.п.
Безопасность таких объектов должна обеспечиваться в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами и ведомственными нормативными документами МЧС РФ в области пожарной безопасности, целевыми федеральными программами (например, ФЦП «Безопасность образовательного учреждения»), нормативными правовыми актами Новосибирской области.
В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 02.12.2004 № 703 «Об организации системы антитеррористической деятельности на территории Новосибирской области» на таких объектах должны быть приняты необходимые организационные меры по противодействию терроризму и разработана соответствующая документация.
На всех объектах должны быть созданы постоянно действующие группы либо назначены конкретные работники, ответственные за организацию и осуществление антитеррористических мероприятий. В их задачи входят:
— разработка документов по вопросам антитеррористической защищенности объекта;
— мониторинг обстановки и состояния безопасности на объекте;
— организация взаимодействия с правоохранительными органами;
— определение порядка действий персонала в случае террористического акта или возникновения иных ЧС, в том числе по локализации их последствий;
— проведение предупредительно-профилактической работы в коллективах (создание уголков безопасности, проведение разъяснительной работы, организация тренировок и т.п.);
— представлять администрацию объекта (наряду с руководителем) в оперативном штабе по проведению контртеррористической операции.
На объектах должны быть разработаны и утверждены руководителями следующие документы:
— паспорт безопасности;
— документы по организации и порядку охраны объекта;
— должностные инструкции руководящему составу объекта, дежурно-диспетчерским службам и всему персоналу объекта по порядку действий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера.
К числу первоочередных мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей относятся также:
— организация физической защиты объекта, предполагающая строительство ограждения территории (для образовательных учреждений), установку технических систем контроля (сигнализация на проникновение, видеоконтроль), обеспечение охраны объекта и т.п.
— оснащение объекта кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт органа внутренних дел;
— оборудование объекта автоматической системой пожарно-охранной сигнализации;
— разработка планов эвакуации.
Помимо изложенного, на отдельных объектах, прежде всего с неорганизованным посещением гражданами, следует контролировать исполнение положений п.2. распоряжения Правительства РФ от 14.10.2004 г. №
— установку и (или) предоставление участков для установки в местах массового пребывания людей современных технических средств массовой информации;
— предоставление имеющихся технических средств массовой информации и времени для распространения соответствующей информации антитеррористического характера.
В ходе проверки объектов с массовым пребыванием людей следует выяснять вносились ли руководству организаций предписания органов пожарного надзора ГУ МЧС РФ по Новосибирской области, устранены ли замечания, изложенные в предписании. Неисполнение указанных требований является основанием для внесения руководству организации представления и привлечения к административной ответственности по ст.20.4 КоАП РФ.
Изменено 06.07.2016 16:02:46 Просмотров: